Как проводится браковка стального каната
Безопасность применения грузоподъемного оборудования зависит от качества и прочности стальных канатов. Постепенно в процессе эксплуатации стальные тросы изменяют форму, деформируются.
Браковка канатов грузоподъемных осуществляется как при производстве изделий, так и во время эксплуатации. Для проверки изделия на наличие дефектов используются визуальный, дефектоскопический методы.
Визуальный осмотр каната
Существуют признаки браковки каната по внешним факторам. На первоначальном этапе специалисты тщательно осматривают изделия визуально. Ухудшение качества с дальнейшей необходимостью его снятия происходит при уменьшении диаметра, коррозии, наличии оборванных проволок.
Специалисты подсчитывают видимое количество волокон, которые лопнули, число прядей. Затем они сравнивают количество оборванных волокон на соседних витках. При сравнении количества оборванных витков, пользуются специальной таблицей. Визуальный контроль проводят с помощью оптических инструментов, увеличивающих размеры предмета в пять и более раз.
Анализ с применением дефектоскопа
Дефектоскопия проводится с применением специального прибора дефектоскопа. Признаки браковки каната определяют на основании магнитного, ультразвукового, рентгеновского воздействия, которые предполагает принцип действия прибора. Наибольшей точностью отличается магнитоскопия, которая задействует переменное магнитное поле.
Дефектоскопия позволяет обнаружить даже скрытые дефекты, определить их местонахождение. С помощью дефектоскопа проверяют свойства металлических тросов независимо от сферы применения.
Метод дефектоскопии предоставляет объективные данные о потере сечений, деформацию плетения, а также присутствие коррозии внутри изделия. Пристальное внимание при данном анализе уделяют участкам соединения двух тросов, внутренним элементам изделий, креплениям на барабане, к кабине.
Какие бывают дефекты стального троса
Канаты представляют собой комплектующие грузоподъемных машин. Они подвержены износу. Как только их эксплуатация становится опасной для всего механизма, канаты заменяют. Этот момент называют выбраковкой. Браковка канатов грузоподъемных происходит в соответствии с определенными нормами.
Канаты не допускаются к эксплуатации при наличии следующих дефектов:
- неравномерное растяжение проволоки;
- обрыв пряди;
- образование фонарей, петель, гнезд обрыва проволок;
- уменьшение диаметра каната более, чем на 5% в сравнении с новым тросом;
- деформации, заломы;
- перекручивания, узлы;
- отсутствие, повреждение бирки на стропах;
- сплющивание, раздавливание;
- повреждение сердечника;
- поверхностная, внутренняя коррозия;
- местный износ;
- потеря прочности.
Незамедлительно должны выбраковываться канаты, которые были подвержены воздействию высокой температуры. Дефекты в таком случае легко обнаружить при осмотре: меняется цвет троса, утрачивается смазочный материал.
На скорость разрушения тросов влияют различные факторы, в том числе погодные условия, температуру и влажность окружающей среды, при которой используются металлические изделия. Также деформацию провоцирует воздействие физико-химических явлений.
Как бракуются стальные канаты
Основания для браковки канатов фиксируются в эксплуатационной инструкции к оборудованию. При отсутствии этого документа руководствуются действующими государственными стандартами. Вне зависимости от состояния канатов они подлежат замене не реже, чем раз в пять лет.
Тросы регулярно осматривают на выявление видимых повреждений. Интервалы для инструментальной проверки устанавливаются в соответствии с нормативными предписаниями.
Канат в обязательном случае подлежит осмотру в следующих случаях:
- механизм для подъема грузов не использовался более трех месяцев;
- произошло изменение расстояния между основными грузовыми блоками;
- после нагрузки, которая превысила обычную;
- при появлении первых признаков износа;
- перед установкой, если предварительно его снимали;
- при изменении оснастки.
Как бракуются стальные канаты, зависит от вида оборудования, результатов прошлых проверок, условий среды, в которой эксплуатируются грузоподъемные механизмы. Дефекты в некоторых случаях могут быть устранены.
Например: выпучивание проволок из прядей может быть обусловлено недостаточным натяжением в нижних витках барабана. В таком случае натяжение усиливают. Одна оборванная проволока не повлияет на безопасность работоспособности троса, поэтому выбраковка не требуется. Но единичные оборванные проволоки могут загнуться поверх целых, что приведет к повреждению последних. Чтобы этого не произошло, единичные поврежденные проволоки обязательно удаляют.
Стальные канаты утилизируются как обычный металлолом в соответствии с законодательством страны.