Канат стальной: как выбрать
Прочные, гибкие тросы и канаты незаменимы при проведении
Для начала разберёмся, чем различаются трос и канат стальной, — в каталогах они часто используются вразнобой. Принципиальной разницы между ними действительно нет, эти слова используются как синонимы. Существуют устоявшиеся профессиональные обороты: буксировочный или страховочный трос, корабельный канат. Но способ и материал изготовления они не отражают.
Как канат, так и трос стальной производятся из проволоки круглого сечения методом свивки.
Изделия различаются:
- по диаметру
- форме поперечного сечения
- типу и направлению свивки прядей
- наличию и виду сердечника и другим параметрам.
Все они отражены в маркировке.
Характеристики стальных канатов
Представьте, что вы собираетесь купить изделие и видите такую маркировку — трос 4,0-Г-ВК-Ж-Л-О-
-
По назначению канаты делятся на грузовые (Г) и грузолюдские или грузопассажирские (ГЛ). Последние используются в лифтах.
-
По марке проволоки — высокого качества (ВК), повышенного качества (В), нормального качества (1).
-
По плотности антикоррозионной цинковой оболочки трос стальной может быть: для особо жёстких условий (ОЖ), для жёстких (Ж) или средних условий © или без покрытия (не маркируется).
-
По направлению, в котором свита проволока: левая (Л), правая (не маркируется).
-
По сочетанию направлений свивки: крестовая (К), более устойчивая с раскручиванию, и односторонняя (О).
-
По способу скрутки: раскручивающаяся, нераскручивающаяся (Н).
-
По точности производства: повышенная (Т), стандартная (не маркируется).
-
По уравновешенности: рихтованные (Р — не скручиваются и не сгибаются, свободно свисая) — и без рихтовки.
Теперь расшифровать маркировку легко: перед нами трос стальной грузового назначения (Г), изготовленный из проволоки высокого качества (ВК) и покрытый цинком достаточной плотности, чтобы работать в жёстких условиях (Ж). Свивка левая (Л), односторонняя (О), нераскручивающаяся (Н). Изготовлен с повышенной точностью и рихтован, то есть не скрутится в кольцо, будучи свободно подвешенным.
Делаются все грузовые канаты из стальной проволоки, но различаются по виду сердечника (центральный элемент). Он может быть:
- стальным
- пластиковым
- пеньковым
Сердечник поддерживает форму каната, определяет его гибкость и прочность. Текстильные сердечники могут быть пропитаны маслом, что улучшает сохранность каната.
По обработке концов различают канат стальной закрытый и открытый. В тросах закрытого типа конец заделан проволокой. Их удобно использовать для подвесных канатных дорог,
Стальные канаты — прочность и гибкость
Впрочем, выбрать и купить стальной канат можно и не вникая в тонкости маркировки. Достаточно знать его диаметр и как он будет использоваться.
При выборе канатов важны две главные характеристики: прочность и гибкость. Так, жёсткий трос стальной 22 мм выдержит осевые нагрузки, но быстро разрушится при испытании на изгиб. Показатели зависят от материала сердечника, марки стали и количества использованной проволоки.
Гибкость важна там, где канат часто гнётся и образует петли: например, используется для захвата грузов. Определяется по специальным таблицам. В свивку гибкого каната входит от 72 проволок (по 12 в каждой пряди). Особо гибкие канаты имеют 144 проволоки. Сердечник — синтетический или пеньковый.
Если стальной канат эксплуатируют с подъёмным оборудованием, нужно брать жёсткую модель: она прочнее и прослужит дольше. Ориентируйтесь на тросы со стальным сердечником и количеством проволоки в пределах 42 шт. Различают разрывную и рабочую прочность стального каната, вычисляются они по специальным коэффициентам. Разрывная прочность — это минимальное усилие, при котором канат будет рваться. Под рабочей понимают допустимое натяжение, которое канат может выдержать и не разрушиться.
В основном прочность стальных канатов зависит от их толщины. Способ изготовления, марка стали и другие характеристики тоже влияют, но не так существенно. Чем больше диаметр, тем большую нагрузку выдержит трос.
Крепление стального каната
Чтобы использовать тросы для подъёма и перемещения грузов, необходимы петли, крюки и различные захваты. Для фиксации концов используются специальные крепления для стальных канатов — втулки, барабаны, коуши. Их также изготавливают из прочной стали и выпускают разных типоразмеров в зависимости от толщины троса.
-
Коуш — самое распространённое крепление стального каната. Это изделие круглой, каплевидной или треугольной формы с жёлобом на наружной стороне, куда укладывается трос. Коуши защищают канат от истирания и излома. Широко используются для подъёма и спуска грузов.
-
Зажимы применяются, когда нужно натянуть трос горизонтально: при перевозках грузов, монтаже конструкций и пр. Позволяют удлинить канат из стальной проволоки и оснастить его петлями, проушинами и пр. Зажимы различаются по размеру (подбирается под диаметр троса) и форме.
После установки коушей или зажимов трос можно дополнительно оснастить крюком, скобой, талрепом, стропами и другими такелажными приспособлениями для захвата и удержания груза.
Эксплуатация стальных канатов
Правила эксплуатации стальных канатов охватывают перевозку, хранение, подготовку к работе, собственно использование, а также обслуживание, выбраковку и другие вопросы. Также в инструкции представлены виды работ, для которых изделие можно использовать.
Основные правила:
-
Хранить только в сухих, при возможности отапливаемых помещениях, на барабанах (катушках) или подвесив на перекладинах. Располагать канаты на земле нельзя
из-за коррозии. -
Разматывая канат стальной закрытый, нельзя вытягивать его из лежащей бухты или сбрасывать витки с катушки. Канат будет перекручиваться, а это влияет на его свойства.
-
Все работы выполняются в рукавицах. Также рекомендуются защитные очки, чтобы не пораниться о торчащую проволоку. Необходимо осматривать изделия перед каждой рабочей сменой и основательно проверять раз в 10 дней. Это можно делать на глаз или с помощью дефектоскопа. Канат нельзя использовать, если лопнуло больше 10% проволоки, треснули втулки, имеются заломы, а также если больше 40% диаметра поражено коррозией.
Инструкции по эксплуатации учитывают все характеристики стальных канатов и область их использования. Соблюдайте рекомендации производителя, и изделия прослужат долго.
Компания «СтальПром» работает с канатами и канатными стропами с 2002 года. Мы накопили огромный опыт в эксплуатации, обслуживании, диагностике тросов и такелажных приспособлений. Если вам нужен стальной канат для тельфера, лифта, фуникулёра, мы поможем с выбором и ответим на все вопросы. Собственное производство позволяет не только предлагать широчайший ассортимент, но и изготавливать нестандартные изделия под заказ.